Одним из наиболее эффективных методов снижения риска при грузоперевозках является страхование груза. К сожалению, многие компании отказываются от услуги страхования груза, надеясь на пресловутое «авось». Однако такой риск часто выходит «боком», поскольку при повреждении или утраты груза убытки зачастую составляют довольно существенную сумму. Если вы заинтересованы в минимизации возможных потерь, то следует четко продумать, от каких рисков следует защитить груз и какие непредвиденные ситуации при грузоперевозке следует учесть.

Заключить договор со страховой компанией можно в любой момент до начала грузоперевозки. Условия страхования, предоставляемые страховой компанией, зависят от типа груза, его свойств и габаритов, маршрута доставки и так далее. Основной гарант соблюдения условий страховки при грузоперевозке – это ваш договор со страховой компанией.

При заключении договора следует учитывать наличие у страховой компании государственной лицензии и перечень правил страхования. Существует несколько стандартных типов страховых договоров, относящихся к страхованию грузоперевозок: с ответственностью за все риски, с ответственностью за частную аварию, без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Помимо этого, следует учитывать так называемые «форс-мажорные обстоятельства», т.е. обстоятельства непреодолимой силы (это могут быть природные катаклизмы, военное состояние, политические или иные события, которые будут помехой для доставки груза или могут повлиять на смену его заявленной стоимости).

Стоимость Страхования: 1% от стоимости груза. Объем ответственности и покрываемые риски.

Возмещаются:

убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине(кража, противоправные действия третьих лиц, повреждение в процессе перевозки, ДТП и т.д.), кроме случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ (см. ниже);
убытки, расходы и взносы по общей аварии;
все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию
груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
Страховая защита начинает действовать с момента погрузочно-разгрузочных работ и до момента получения груза Грузополучателем.

Не возмещаются следующие убытки:

явившиеся следствием военных действий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, гражданских волнений, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию властей;
происшедшие в результате прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
происшедшие вследствие умысла или грубой неосторожности Страхователя (Выгодоприобретателя) или его представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
явившиеся следствием естественных свойств грузов (химических изменений, внутренней порчи, усушки, плесени, потери качества и т.д.);
происшедшие по причине влияния температуры, воздуха, порчи червями, грызунами, насекомыми;
связанные с несоответствующей упаковкой или укладкой грузов и отправлением их в поврежденном состоянии, а также некачественным закреплением в транспортном средстве, неправильного складирования;
недостачи груза при целостности пломб (при перевозке в
опломбированном виде) и наружной упаковки;
явившиеся результатом функциональных нарушений без внешнего и
внутреннего повреждения грузов.
замедления в доставке грузов и падения цен.
Выдержка из Правил страхования грузов от 29.10.2003 г.

I.5. Объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя (Выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие утраты (гибели), недостачи или повреждения груза, независимо от способа его транспортировки, а также, если это специально оговорено в договоре страхования, с компенсацией расходов Страхователя, связанных с потерей фрахта, транспортировкой груза.

2.2. По настоящим Правилам, договоры страхования заключаются в соответствии с одним из нижеследующих условий:

2.2.1. «С ответственностью за все риски»:

На этом условии Страховщик возмещает:

убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, включая риск кражи, кроме случаев, предусмотренных в п.2.4. настоящих Правил страхования,
все необходимые и целесообразно проведенные расходы по спасанию и сохранению груза, уменьшению убытка и определению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования;
убытки, расходы, взносы по «общей аварии» по доле судна, т.е. убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов ради обшей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества.

2.2.2. «С ответственностью за частную аварию»:

На этом условии Страховщиком возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, кроме случаев, предусмотренных в п.2.4. и п.2.5. настоящих Правил страхования, происшедшие вследствие:

пожара, удара молнии, взрыва, стихийных явлений (бедствий);
крушения или столкновения поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удары их о неподвижные или плавучие предметы, повреждения судна льдом, посадкой судна на мель, падения самолетов (включая «неудачные» по метеоусловиям посадки);
пропажи без вести транспортного средства;
провала конструкций мостов во время следования транспорта, обрушивания кровли складских помещений;
подмочки забортной водой, смыва груза с борта судна, аварийного выброса груза с самолета, а также мер, принятых для тушения пожара;
погрузки, укладки, выгрузки груза;
расходов и взносов по «общей аварии»;
необходимых и целесообразно проведенных расходов по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

2.2.3. «Без ответственности за повреждения»:

На этом условии Страховщиком возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза (кроме случаев, предусмотренных в п.2.4. и п.2.5. настоящих Правил страхования), происшедшие вследствие:

огня, удара молнии, взрыва, бури и других стихийных явлений (бедствий);
крушения или столкновения поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удары их о неподвижные или плавучие предметы, повреждения судна льдом, посадкой судна на мель, падения самолетов (включая «неудачные» по метеоусловиям посадки);
провала конструкций мостов во время следования транспорта, обрушения кровли складских помещений;
подмочки забортной водой, смыва груза с борта судна, аварийного выброса груза с самолета, а также мер, принятых для тушения пожара:
пропажи без вести транспортного средства;
погрузки, укладки, выгрузки груза;
расходов и взносов по «общей аварии»;
необходимых и целесообразно проведенных расходов по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования

2.4. Не признаются страховыми случаями и не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

а) всякого рода военных действий или мероприятий и их последствий;

б) забастовки, локаута, гражданской войны, независимо от участвующих в них сторон, мятежа, бунта и других народных волнений, а также террористических актов;

в) конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения груза по требованию военных или гражданских властей, существующих де-факто или де-юре;

г) прямого или косвенного воздействия от ядерных взрывов, радиации или радиоактивных загрязнений;

д) умысла Страхователя (Выгодоприобретателя) или его представителей, направленные на наступление убытков, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

е) огня или взрыва, из-за погрузки с ведома Страхователя или Выгодоприобретателя, но без ведома Страховщика, взрывоопасных и самовозгорающихся веществ и предметов;

ж) связанные с несоответствующей упаковкой или укладкой грузов и отправлением их в поврежденном состоянии, а также некачественным закреплением в транспортном средстве, неправильным складированием;

з) замедления (просрочки) в доставке груза;

и) явившиеся следствием естественных свойств грузов (химических изменений, внутренней порчи, усушки, плесени, потери качества и т.д.);

к) влияния нормальной температуры или обычного изменения температуры трюмного (багажного) воздуха;

л) недостачи груза, различий во взвешивании при целостности наружной упаковки и сохранности пломб;

м) повреждения груза грибками, червями, грызунами и насекомыми.

2.5. При страховании на условиях «С ответственностью за частную аварию» и «Без ответственности за повреждение» также не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

а) выпадения конденсата в трюмах судна и иодмочки груза атмосферными осадками;

б) обесценивания груза в результате загрязнения, порчи тары или упаковки при целостности наружной упаковки;

в) выбрасывания за борт и смывания волной палубного груза или груза, перевозимого беспалубным судном;

г) кражи, грабежа целых или части мест;

д) наводнения и землетрясения.

5.1. Страхователь обязан сообщать Страховшику, как только это станет ему известно, обо всех существенных изменениях в риске.

Существенными условиями изменения степени риска считаются:

а) изменение сроков отправки груза;

б) изменение даты прибытия груза в пункт назначения;

в) изменение маршрута;

г) изменение транспортного средства;

д) изменение пунктов загрузки, выгрузки и перегрузки груза.

6.1. При наступлении страхового случая Страхователь (Выгодоприобретатель) или его представители обязаны:

а) принять все возможные меры к спасанию и сохранению поврежденного груза;

б) немедленно, как только Страхователю (Выгодоприобретателю) станет известно о факте страхового случая, но не позднее 3-х дней с момента наступления страхового случая, письменно известить соответствующие службы (аварийные, милиции) и Страховщика;

в) принять меры к выявлению виновного в причинении ущерба и к обеспечению права регресса к виновной стороне;

г) предоставить Страховщику в течение месяца с момента страхового случая всю необходимую информацию о причиненном ущербе, а также документы в соответствии с пунктом 6.3. настоящих Правил для установления (подтверждения) причин наступления страхового случая;

д) предъявить представителю Страховщика поврежденный груз;

е) при отсутствии необходимости принятия мер по спасанию и сохранению застрахованного груза не совершать с грузом никаких действий до его осмотра представителем Страховщика.

6.2. При требовании страхового возмещения Страхователь или Выгодоприобретатель обязан предъявить страховой полис, выданный Страховщиком, заявление на выплату страхового возмещения и документально обосновать:

свой интерес в застрахованном грузе;
обстоятельства возникновения и размер убытка

6.3. Основными документами для этого считаются:

для доказательства интереса при страховании груза: коносаменты, железнодорожные накладные и другие перевозочные документы, фактуры и счета если в соответствии с этими документами Страхователь имеет право распоряжаться грузами; а при страховании фрахта: чартер-партии и коносаменты;
по морским перевозкам: морской протест, документы Регистра, выписка из судового журнала, акт диспашера по «общей аварии», ведомость о разгрузке судна, судовой манифест, сюрвейерский акт;
по железнодорожным перевозкам: коммерческий акт, железнодорожная накладная с отметкой об убытке, заявление об убытке начальнику станции назначения;
для автоперевозок: протокол ДПС, ГИБДД о ДТП, протокол милиции о грабеже, краже, акты осмотра груза представителем Страховщика или по согласованию со Страховщиком - другим юридическим лицом, автонакладная с отметкой о происшествии, объяснительная записка водителя;
для авиаперевозок: коммерческий акт авиакомпании, авианакладная с отметкой о происшествии;
для доказательства размера претензии по убытку: акты осмотра груза аварийным комиссаром, акты экспертизы, оценки и т.п. документы, составленные согласно законам и обычаям того места где определяется убыток; оправдательные документы на произведенные расходы, счета по убытку, а в случае требования о возмещении убытков, расходов и взносов по «общей аварии» - обоснованный документами расчет или диспаша, а также иные документы, необходимые Страховщику для решения вопроса о размере причиненного ущерба.
В договоре страхования могут указываться другие необходимые документы.

7.3. Размер выплачиваемого страхового возмещения определяется следующими положениями:

а) при полной гибели всего груза страховое возмещение выплачивается в размере полной страховой суммы, указанной в договоре страхования, но не более страховой стоимости груза;

б) при пропаже груза без вести вместе с транспортным средством, страховое возмещение производится как в случае полной гибели груза. Пропажа без вести транспортного средства считается наступившей по истечении 60 дней после его планируемого прибытия в пункт назначения, если до рекламации о нем не получено никаких сведений;

в) при гибели или повреждении части груза страховое возмещение выплачивается в пределах страховой суммы исходя из количества и стоимости поврежденного или утраченного груза, а также произведенных Страхователем или Выгодоприобретателем расходов по спасанию, сохранению груза, уменьшению и определению размера убытка, расходов и взносов по «общей аварии», подлежащих возмещению по условиям страхования.

Страхование грузов